Домашнее задание по логопедии на тему цветы. План – конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для подготовительной логопедической группы «Цветы

Занятие 1

Задачи: расширение и активизация словаря по теме; развитие длительного ротового выдоха, умения контролировать силу воздушной струи; развитие зрительного внимания; развитие мелкой моторики; развитие фонематического восприятия.

Оборудование: картинка «Волшебная полянка», предметные картинки с изображением цветов, счетные палочки, султанчики, колокольчик, бубен.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Тихий ветерок»

Логопед дает образец длительного ротового выдоха, предваряя показ двустишием:

Тише дуй, ветерок,
Тише дуй на мой цветок.

Используются султанчики.

2.Уточнение лексики по теме

Выставляется картинка с изображением полянки с цветами (маком, одуванчиком, васильком, ландышем, ромашкой, тюльпаном, колокольчиком).
На столе у логопеда картинки с изображением отдельных цветов. Дети рассматривают картину, затем по одному подходят к столу, выбирают цветок и находят такой же на картине. Логопед дает название цветка.

3.Конструирование модели «Цветок» (из счетных палочек)

Дети показывают называемые логопедом отдельные части цветка:
Стебель, лепестки, листок
-Распустился наш цветок.

4.Дидактическая игра «Соберем цветы»

Логопед раскладывает на полу картинки с изображением цветов и объясняет: когда, звенит колокольчик - дети гуляют по «полянке», а когда зазвенит бубен, то каждый ребенок должен «сорвать» цветок и назвать его (самостоятельно или при помощи логопеда).

Занятие 2

Задачи: активизация предметного и глагольного словаря по теме; развитие фразовой речи; развитие длительного ротового выдоха; развитие мелкой и общей моторики.

Оборудование: сюжетные картинки («Девочка сажает цветы», «Мальчик поливает цвет! «Дети собирают цветы»); бумажные или искусственные цветы.

Ход занятия

1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика «Цветки»

Наши алые цветки Локти на столе, кисти рук перпендикулярны крышке стол
Распускают лепестки. Ладони разводятся.
Ветерок чуть дышит, Подуть на ладони.
Лепестки колышет. Руки покачиваются из стороны в сторону.
Наши алые цветки Ладони соединяются,
Закрывают лепестки. покачивание ладонями
Тихо засыпают, вперед и назад.
Головками качают.

2. Составление предложений по сюжетным картинкам (по образцу, данному логопедов

Девочка сажает цветы. Мальчик поливает цветы. Дети собирают цветы.
Самостоятельное составление (видоизменение путем замены подлежащего и/или дош нения) предложений по картинкам. Например: Катя сажает цветы. Ваня поливает тюльпаны. Девочки и мальчики собирают ромашки.

3. Игра «Понюхаем цветы»
Вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».

4. Игра на координацию речи с движением

Дети имитируют движения в соответствии с текстом:
Мы лопатки взяли, клумбы раскопали -
Раз - два, раз - два. Клумбы раскопали.
Грабли в руки взяли, клумбы причесали -
Раз - два, раз - два. Клумбы причесали.
Семена рядами в землю мы бросали -
Раз - два, раз - два. Семена бросали.
Клумбы поливали,
Цветочки вырастали.
Дети приседают и медленно встают.

Занятие 3

Задачи: развитие фразовой речи, закрепление предметного словаря по теме; практическое усвоение использования существительных в дательном падеже; согласование прилагательного с существительным в роде; закрепление основных цветов; развитие мелкой моторики, координации движений с речью.

Оборудование: предметные картинки с изображением цветов (мака, одуванчика, ромашки, розы, василька, колокольчика), мозаика (по количеству детей).

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дидактическая игра «Назови цветок»
Логопед выставляет картинки с изображением цветов, дети называют цветок и его цвет, например:
-Это красный мак.
-Это желтый одуванчик.
-Это белая ромашка.

2.Дидактическая игра «Угадай, про какой цветок я говорю»

Красный... (мак).
Белая... (ромашка).
Красная... (роза).
Синий... (василек, колокольчик).

3.Дидактическая игра «Собери и подари цветок»

Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением цветка, выкладывает его из
мозаики и повторяет за логопедом:
-Я цветочек смастерю, После маме подарю!
Дети проговаривают:
-Я буду делать красный мак (синий василек и т.п.). Предварительно обсуждается, кому можно подарить цветок.
-Я подарю красный мак маме (папе, бабушке, дедушке, тете, дяде...).

4. Подвижная игра "Цветы "

На клумбе под окошком Дети сидят на корточках лицом в круг,
Поднялись цветочки, медленно встают.
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх,
Солнцу улыбнулись. широко в стороны.
К солнышку листочки Ладошки развернуть вверх,
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, руки соединить над головой.
В солнышке утонут. Медленно развести руки в стороны.

Занятие 4

Задачи: закрепление временных понятий; развитие словесно-логического мышления; обучение пересказу по зрительным опорам; закрепление названий основных цветов; «развитие общей моторики и ориентации в пространстве.

Оборудование: картинки с изображением времен года, картинки для фланелеграфа (мак, машка, желтый одуванчик, черная полоска земли, бабочки - красная, белая, желтая, черная), бабочки (по числу детей), крупные цветы из листов картона.

Ход занятия

1.Организационный момент

У детей картинки с изображением разных времен года. Логопед последовательно напоминает детям приметы определенного времени года и спрашивает, у кого такая картинка
Например:
- Летом листья на деревьях зеленые, цветут цветы, жарко и люди купаются... У кого на картинке «лето»?
При помощи логопеда ребенок описывает приметы лета по своей картинке.

2.Прослушивание рассказа «Четыре бабочки»

Логопед по ходу рассказа выставляет картинки на фланелеграфе (мак, ромашка, бель одуванчик; черная полоска земли; красная, белая, желтая и черная бабочки).
- Летали четыре бабочки - красная, белая, желтая и черная. Вдруг они увидели, что летит большая птица. Красная бабочка села на мак, белая бабочка села на ромашку, желтая бабочка села на одуванчик, черная бабочка села на землю. Птица не заметила бабочек улетела.

Затем логопед беседует с детьми по содержанию рассказа.

3.Игра «Бабочки»

На полу разложены цветы (из цветного картона). У детей бабочки (из цветного картона). После произнесенного логопедом текста дети сажают своих бабочек на цветы соответствующего им цвета:
Бабочки летают, бабочки порхают,
На какой цветок им сесть - не знают.
Птица большая летит сюда, .
Бабочкам прятаться пора!

4.Пересказ рассказа «Четыре бабочки»

С помощью опорных картинок, выставляемых логопедом на фланелеграфе, дети пересказывают прослушанный рассказ.

Занимаемся по теме: "Садовые и полевые цветы"

Дети должны знать:

· название садовых и полевых цветов, уметь их классифицировать (полевые - василёк, одуванчик, ландыш и т.д.; садовые – роза, тюльпан и т.д.);

· из каких частей состоят цветы?

· как ухаживают за садовыми цветами?

· чем отличаются полевые цветы от садовых?

· лекарственные свойства некоторых цветов.

Лексика

Словарь ребёнка должен включать:

Существительные: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, тюльпан, колокольчик, василёк, ландыш, роза, пион, лилия, гвоздика, календула, астра, ромашка, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, шипы, природа, охрана и т.д.

Прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, лекарственные, резной, ароматный, ярко-желтый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые.

Глаголы: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, вянут, собирают, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игровое упражнение «Посчитай» (согласование числительных с существительными с числами 1,2,5).

Один красивый цветок, два красивых цветка, пять красивых цветков
Одна лесная фиалка, две лесных фиалки, пять лесных фиалок

(розовый пион, колючая роза, белая ромашка, душистый ландыш, цветущая астра, голубой колокольчик, нежный лепесток)

2. Игра «Какой? Какая? Какие?» (согласование существительных с

прилагательными)

Подснежник (какой?) – первый, белый, нежный…
Фиалка (какая?)– маленькая, фиолетовая, душистая, лесная…
Листья (какие?) - зелёные, нежные, овальные, резные….

(ромашка, одуванчики, пион, клумба, лилии, василёк)

3. Игровое упражнение «Цветочная полянка» (образование относительных прилагательных)
Полянка, на которой растут ромашки (какая?) – ромашковая.

Полянка, на которой растут васильки (какая?) – васильковая.

Полянка, на которой растут цветы (какая?) – цветочная.

Полянка, на которой растут одуванчики (какая?) – одуванчиковая.

4. Игровое упражнение «Подбирай, называй, запоминай» (подбор глаголов к существительным)

На клумбах цветы (что делают?) – растут, цветут, вянут, распускаются….

Из садовой лейки цветы (что делают?) - ……

Удобрениями садовые цветы (что делают?) – ……..

Выращенные цветы ножом (что делают?) -…….

В букеты цветы (что делают?) …..

Цветами люди (что делают?) - …….

Связная речь

1. Упражнение «Расскажи-ка»: Составить рассказ о цветах по предложенному наглядному плану.

Развитие внимания, памяти, мышления

Упражнение «Помоги Незнайке» (упражнять детей в использование в речи предлогов)

· Пёстрая бабочка кружится …. желтым одуванчиком.

· Трудолюбивые пчелы собирают нектар … цветов.

· Букет цветов стоит …. красивой вазе.

· …. листом одуванчика спрятался муравей.

· Бабочка подлетела … колокольчику, потом села … клевер, собрала пыльцу …. ромашки.

· Аромат ландышей привлекает … себе насекомых.

· Весной … снега появляются первые цветы.

Юлия Грабельникова
Домашнее задание по теме «Полевые и садовые цветы»

1. «Загадки - отгадки»

На лугу растёт кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое

Что это такое? (Ромашка)

Солнце жжёт

Мою макушку,

Хочет сделать погремушку (Мак)

Очень яркий,

Синеглазый,

Любит прятаться во ржи (Василёк)

Белые горошки

На зелёной ножке (Ландыши)

Белые, бордовые,

Пёстрые, лиловые,

Осенние предвестники,

Ромашек летних крестники.

На клумбах и на грядках,

С травой играя в прятки.

В ковёр один сольются…

Как они зовутся? (Астры)

Их видимо - невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал - весёлых голубых?

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть - чуть поколдовали и сделали цветок (Незабудки)

2. «Повтори чистоговорки»

Вот вам одуванчик - жёлтый сарафанчик.

Вот вам т ромашка, а на ней - букашка.

Колокольчик голубой подарили нам с тобой.

Целый день, целый день очень пахнет сирень.

Ты не рви цветочек , пусть живёт дружочек.

3. Физкультминутка - логоритмика.

«В лесу»

(Отстучать карандашом ритмический рисунок стихотворения : четыре удара на первую и третью строчку, три удара на вторую и четвёртую строчку)

В лесу растут растения :

Ягоды, кусты,

Разные деревья,

Травка и кусты, красивые цветы .

4. Прослушать стихотворение и назвать цветы , которые запомнил (на каждый цветок загибать палец ) .

Цветы

Колокольчик и левкой, георгин и шар золотой,

Василёк, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,

Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,

Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс,

Хорошо запомни ты, как называются цветы .

5. Составить предложения из слов и пересказать получившийся рассказ.

Нарисовать картинку к рассказу.

В, жарко, лес, тихо, и. Высоко, стрижи, над, летать, земля. Ягоды, на, кусты, висеть, малина, крупные. Рыжие, на, ветка, с, белки, ветка, прыгать. Под, сидеть, берёза, ёж. В, лес, хорошо!

6. Нарисовать картинку на тему «Лес - наше богатство. Береги лес»

Публикации по теме:

Тема: Весна. Международный Женский день. 1. Понимать и объяснять заданный вопрос (взрослый записывает за ребенком): Какое время года наступило.

Художественная гостиная «Полевые цветы» (открытое мероприятие для родителей) Группа: подготовительная к школе Цель: закреплять навыки изображения.

Цели занятия:
  1. Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания.
  2. Продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (цветы садовые, луговые, лесные, полевые, комнатные).
  3. Развитие грамматического строя речи через умение правильно согласовывать местоимения МОЙ , МОЯ с существительными.
  4. Активизация и обогащение лексической стороны речи.

Существительные: названия цветов: гвоздика, ландыш, тюльпан, колокольчик, ромашка, роза, одуванчик, подснежник; части цветка: корень, стебель, листья, бутон, лепестки, сердцевинка, семена.

Признаки: садовые, луговые, полевые, лесные, комнатные.

Действия: ухаживать, садить, вскапывать, поливать.

  1. Развитие зрительного восприятия через игру «Волшебная труба».
  2. Развитие координации слова с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.
  3. Автоматизация поставленных звуков через рассказывание стихотворений.
  4. Развитие умения у детей самостоятельно задавать вопросы по образцу логопеда.
  5. Развитие фонематического анализа и синтеза через полный звуковой анализ слова РОЗА. (Работа с цветными магнитами)

Оборудование: картинка с изображением вазы с букетом; картинка с изображением строения цветка; волшебная труба; картинки с изображением цветов: гвоздика, ландыш, тюльпан, колокольчик, ромашка, роза, одуванчик, подснежник; листы с контурным изображением цветов наложенные друг на друга по количеству детей; волшебный сундучок; искусственный цветок-роза; цветные магниты для звукового анализа слова; картинки с изображением цветов по количеству детей, иллюстрации с изображением леса, луга, сада, теплицы.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

2. Вступительная беседа: (Чтение логопедом стихотворения С.А Васильевой «Ваза с букетом»)

Назовите одним словом растения, о которых говорится в стихотворении? (Это цветы.)

(Вывешиваю иллюстрацию на доску)

Какие цветы вы знаете? Назовите. (Ответы детей)

К какой природе мы относим цветы? К живой или неживой?

Почему? Объясните. (Ответы детей)

Скажите, а где мы можем увидеть цветы? (В лесу, на лугу, в поле, в магазине, в комнате, на подоконнике и т.д)

Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)

Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые)

Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)

Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)

Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные)

ОЦЕНКА.

3. Сообщение темы и целей занятия:

Кто-нибудь из вас догадался, о чём мы с вами будем сейчас говорить? (Мы будем говорить о цветах)

— Сегодня на нашем занятии мы будем рассказывать о цветах, и узнаем о них очень много интересного.

4. Игра «Я смотрю в волшебную трубу».

— Ребята, вчера вечером в мою дверь кто-то постучался. Когда я открыла дверь, то увидела волшебника. В руках он держал вот эту волшебную трубу. И вот сегодня эта волшебная труба поможет нам узнать о цветах много нового и интересного.

— Вы знаете как устроен цветок?

— Сейчас мы узнаем это, глядя в волшебную трубу.

— Я беру трубу, смотрю в неё вот на эту картинку и вижу только корень цветка.

— А ты, Саша? (ребёнок берёт трубу, наводит на картинку и называет части цветка). Аналогичная работа с другими детьми.

5. Физ. минутка.

Цель: координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.

«НА ЛУЖАЙКЕ ПО УТРУ»

На лужайке по утру

Мы затеяли игру

Я – подснежник, ты вьюнок.

Становитесь в наш венок. (Дети встают в круг, берутся за руки)

Раз, два, три, четыре, (Делают четыре шага назад, расширяют круг)

Раздвигайте круг по шире.

А теперь мы ручейки, (Бегут по кругу)

Побежим в перегонки.

Прямо к озеру спешим, (Раздвигают круг)

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять, (Смыкают круг)

Будем в солнышко играть. (Бегут по кругу)

Мы — весёлые лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх)

Мы – резвы и горячи. (Прыгают на носочках, руки на поясе)

6. Рассказывание стихотворений детьми:

ГВОЗДИКА

Длинный зелёный стебель,

Гвоздики махровый цветок,

Вот почему у мамы

Тёплый в глазах огонёк.

Жёлтых и белых - разных

Много таких цветов.

Мы с папой выбрали красный -

Он означает «любовь».

(В.И.Мирясова)

ЛАНДЫШ

Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелёчку тонкому - дарят аромат.

В мае распускаются и цветут в лесу.

Даже книга Красная бережёт красу.

И лисичка рыжая рядышком пройдёт,

Белый и душистый цветик не сомнёт.

(В.И.Мирясова)

ТЮЛЬПАН

Тюльпан стремится к небу горделивый,

Жёлтый или красный - он любой красивый.

На маленький овал похож его бутон,

В луковке зимою сохранился он.

На утренней заре раскроется чуть-чуть -

Хочется ему на солнышко взглянуть,

А на закате снова ляжет спать -

И не нужна ему для этого кровать.

(В.И.Мирясова)

КОЛОКОЛЬЧИК

Он расцвёл в тиши лесной,

Граммофончик голубой.

А звенит он или нет -

Только лес нам даст ответ.

(В.И.Мирясова)

РОМАШКА

В виде жёлтеньких кружков,

У ромашек серединки

Обрамляют сердцевинки

Много белых лепестков.

Выросли ромашки в поле,

Всех цветов не унести.

Красота вокруг, раздолье,

Сяду я венок плести.

Я желанье загадаю,

Отрывая лепесток,

Повезёт ли мне, узнаю -

Даст ответ мне мой цветок.

(С. А. Васильева)

В саду благоухаю,

Роняю лепестки,

Я красотой сияю,

Но остры коготки.

Дала я имя цвету.

За тёплый солнца свет

Я благодарна лету.

Цветка нарядней нет!

(В.И.Мирясова)

ОДУВАНЧИК

Жёлтая головушка,

Розовая ножка.

Одуванчик-солнышко

Подержу в ладошке.

Появилось солнышко

В мае на лугу,

На него любуюсь,

Очень берегу.

Жаль, недолго солнышко

Будет золотым,

Побелеет солнышко -

И расстанусь с ним.

(В.И.Мирясова)

ПОДСНЕЖНИК

Там, где сосны не проснулись,

Где в сугробах спит валежник,

Нынче утром народился

Голубой цветок – подснежник.

…Он разгрёб песок холодный

Корешком своим, как лапой.

Он меня считает папой,

А тебя считает мамой.

(Картинки с цветами выставляются на доску)

— Назовите цветы, про которые можно сказать МОЯ.

Назовите цветы, про которые можно сказать МОЙ.

7. Игра «Найди и назови цветок».

Ребята, внимательно посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столах.

Какие цветы вы видите? Назовите. (У каждого ребёнка имеется лист с контурным изображением цветов, наложенных друг на друга. Дети рассматривают изображения и называют цветы.)

8. Игра «Волшебный сундучок».

Ребята, ещё добрый волшебник подарил вам вот такой волшебный сундучок.

А знаете, что в нём? Волшебник сказал, что в сундуке красивый цветок.

Ребята, цветок что-то мне шепчет. Он хочет узнать, а знаете ли вы, что должны делать люди, чтобы цветы выросли? (Вскапать землю, сделать клумбу, посадить семена, ухаживать: поливать и полоть клумбу).

А теперь, давайте отгадаем, какой цветок отправил нам волшебник?

Я сейчас задам вопрос, а вы внимательно послушайте.

Цветок, цветок, ты растёшь в лесу? Ты лесной цветок? (Имитация отрицания).

А теперь вы спросите.

Как вы спросите? Где ещё растут цветы? (-Цветок, ты растёшь на лугу? Ты луговой цветок?) (Отрицание)

Если цветок растёт на поляне? Как мы спросим? (-Цветок, ты растёшь на поляне, ты полевой цветок?)

Если цветок растёт в комнате, то как спросите? (-Цветок, ты растёшь в комнате? Ты комнатный цветок?) (Отрицание).

Если цветок растёт в саду? Как спросите? —(Цветок, ты растёшь в саду? Ты садовый цветок?) (Имитация соглашения).

Ребята, а какой цветок растёт в саду? (Обращаю внимание на картинки). (РОЗА)

А теперь, посмотрите на картинку и скажите, РОЗА, какая она?

(красная, с шипами, гордая, грациозная, ароматная, красивая и т.д.)

9. Звуковой анализ слова РОЗА:

А сейчас, ребята, мы с вами запишем слово РОЗА.

Только писать я будем не буквами, а чем? (Обращаю внимание детей на цветовые магниты).

Назовите первый звук в слове РОЗА? (Р)

Какой магнит я должна взять? (Синий). -Почему? Докажи.

(Потому что звук Р- согласный, твёрдый ).

Аналогичная работа с другими звуками. На доске под картинкой получается следующая схема:

— Скажите, а сколько в слове РОЗА слогов? (Два)

Почему так решили? (Правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов ).

10. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

У каждого ребёнка картинка с изображением какого-то цветка.

— Ребята, сейчас каждый будет называть цветок, и определять место, где растёт этот цветок и помещать его на картинку.

Образец логопеда: — У меня гвоздика. Гвоздика растёт в лесу, значит это лесной цветок. Помещаю картинку на иллюстрацию с изображением леса. Аналогичную работу проводят дети.

учитель-логопед МБДО

учреждение детский сад «Сказка» г. Иркутска.

Больше интересной и познавательной информации

Надежда Баранова
Картотека игр по теме «Цветы»

Предлагаю вашему вниманию картотеку игр (подвижных, дидактических, пальчиковых, речевых) по теме "Цветы". Игры взяла на заметку в различных источниках, оформила на карточки. В нужную минуту они всегда под рукой. Игры помогут детям запомнить названия цветов, места их произрастания, научат составлению описательных рассказов, научат любить и беречь природу.

СОБЕРИ БУКЕТ (подвижная)

Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.

НЕЗАБУДКА (подвижная)

Выбирается «незабудка» и водящий. Остальные дети – цветы, им раздаются по одной карточке с изображением какого-либо цветка. «Цветы» разбегаются по всей комнате. Водящий выбирает три цветка, ставит детей в одну линию и произносит: «Всем цветам всегда я рад. Посажу цветочки в ряд. Мак, ромашка, василек (или другие три цветка)». Водящий ставит цветы в определенной последовательности. Далее три выбранных «цветка» «теряются» среди других. «Незабудка» должна найти их, поставить в нужном порядке и назвать.

ЦВЕТЫ-МЕДОНОСЫ (дидактическая)

Выбираются «пчелы», им раздаются игрушечные ведерки. Остальным детям раздаются карточки с изображением цветов-медоносов (одуванчик, иван-чай, василек, клевер) и простых цветов (ромашка, колокольчик, ландыш).

Ведущий (взрослый) еще раз проговаривает названия всех цветов, обращает внимание детей на то, какие из них являются медоносами, Затем ведущий произносит: «Пчелы, пчелы, на лужок! Собирайте свой медок!» «Пчелы берут у детей карточки цветов-медоносов, называют их и кладут в ведерки. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

КУЗНЕЧИКИ. ТРАВЫ, БАБОЧКИ, ЦВЕТЫ (подвижная)

Дети делятся на кузнечиков, бабочек, цветы, травы и репетируют роли: кузнечики- прыгают, травы- приседают, бабочки- машут руками, цветы складывают ладони, как чашечки цветов. Ведущий (взрослый) произносит слова: «Начинается игра, просыпаться всем пора». Дети превращаются в обитателей луга и выполняют свои движения. Затем ведущий говорит: «Солнце скрылось до утра, на лугу всем спать пора». Дети приседают и «засыпают». Затем дети выбирают себе другие роли, и игра повторяется

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЦВЕТОВ

Дети становятся цветами. Сначала они делают гимнастику для «корешков»: Топают ножками, приседают, поднимают ножки вперед. Затем гимнастику для «стебельков»: вытягивают руки к небу, раскачиваются на ветерке, наклоняются, приветствуя добрых путников. Дальше «цветочки»делают гимнастику для «листиков»: опускают и поднимают руки, наклоняют руки вправо-влево, хлопают в ладоши. И, наконец, делают гимнастику для «цветочков»:раскрывают и закрывают ладошки, делают «фонарики» сжимают и разжимают пальцы.

КТО БЫСТРЕЕ ВЫЛОЖИТ ЦВЕТОК. (подвижная)

Дети делятся на 2 равные команды. На полу выкладываются 2 ромашки из лепестков. (лепестков должно быть столько, сколько детей в команде). Командам предлагается перенести цветы на определенное расстояние (5-7 метров) и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок. Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.

КОЛОКОЛЬЧИК (музыкально-дидактическая)

Водящий выходит из комнаты. Остальные дети прячут цветок колокольчик (картинку с изображением цветка) в группе, берут звоночки-колокольчики, приглашают водящего и начинают звонить в колокольчики. Водящий ищет цветок. Чем ближе к цветку подходит водящий, тем громче начинают звонить дети- так они подсказывают водящему, где нужно искать колокольчик.

ЖИВАЯ КЛУМБА. (малой подвижности)

Дети становятся цветами: иван- чаем, зверобоем, клевером. Обратите внимание детей, что иван- чай среди этих цветов самый высокий. Дети, изображающие иван- чай, встают в центр круга и поднимают руки вверх. Зверобой- средний по высоте цветок. Дети, изображающие зверобой, встают во круг высоких цветов и идут по кругу, взявшись за руки. Клевер низкий- дети образуют второй круг: окружают «иван- чай» и приседают. На слова ведущего: раз, два, три, клумба, замри!»- дети замирают.

«НАЙДИ ПАРУ» (дидактическая)

Карточки с изображением разных цветов разрезаются пополам, детям раздаются по одной половинке цветка. Дети ищут свою половинку. Выигрывает та пара, которая первая составит цветок из 2 половинок.

ЦВЕТЫ (пальчиковая)

Наши алые цветки распускают лепестки.

(раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(потихоньку пошевелить пальчиками)

Наши алые цветки, закрывают лепестки,

(сомкнуть пальцы вместе в бутон)

Тихо засыпают, головками качают.

(кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук).

ДОГОНИ ЦВЕТОК

Каждый играющий выбирает себе название какого- нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например, «Роза» начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например, «Мак». «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя придумывать повторно одно и то же название цветка.

РАЗМИНКА

Чтобы нам цветов нарвать

Нужно дружно приседать.

Маки, васильки срываем и букеты составляем.

НА ЛУЖАЙКЕ (подвижная)

На лужайке по ромашкам (можно менять название цветов)

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь, низко- низко наклоняюсь (действия выполняются по тексту).

1-2-3- ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ (разминка)

(дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).

1-2-3- выросли цветы!

(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).

К солнцу потянулись высоко (на носочки)

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал (ребенок «ветер» пробегает среди детей)

Влево качнулись- низко пригнулись,

Вправо качнулись- низко пригнулись (движения по тексту)

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесут! («ветерок» убегает)

ЦВЕТОК (пальчиковая)

Утром рано он закрыт

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки - красоту их вижу!

К вечеру цветок опять закрывает венчик.

И теперь он будет спать до утра, как птенчик.

(действия можно обсудить с детьми и выполнять по их желанию)

ПЧЕЛКИ И ЖУКИ (пальчиковая)

Я – веселый майский жук,

Знаю все сады вокруг. (вариант: цветы вокруг)

Над лужайками кружу, а зовут меня Жу-Жу (вариант: и с цветочками дружу)

(сжимают кулачки, указательный палец и мизинец разводят в стороны и шевелят ими «усы»).

Пчелка села на цветок, пьет она душистый сок.

(вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем то же самое – пальцем левой руки).

«ПОДУЙ НА ОДУВАНЧИК» (дыхательная)

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок- закачался наш цветок.

Сильный ветер дует- лепестки волнует.

(дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом, на него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка.

(затем дуют на ватку - «одуванчик» не раздувая щек).

ОДУВАНЧИК (разминка)

Одуванчик, одуванчик! (приседают, медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (проговаривают ш-ш-ш)

Одуванчика тычинки разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД «ЦВЕТОК»

Дети-«семена» занимают места на коврике, сидя на коленях, спрятав голову.

Ведущий (взрослый) ходит между ними, задевая каждого, произносит: «Сажу

бархатцы (или другой цветок, предложенный детьми) .Присыпаю семена землей, поливаю водой (выполняет соответствующие действия, рыхлю (гладит детей по спинкам).

Растите, бархатцы, мне на радость, соседям на зависть (можно поговорку о труде).

После «полива», «рыхления», дети изображают как прорастает корешок, появляются листочки, вырастает стебелек. Дети выпрямляются, показывают, как ветерок качает цветы, наклоняет, как они поворачиваются к солнышку.

СОБЕРИ БУКЕТ (дидактическая)

Обращается внимание детей на отдельные элементы цветов, сообщается, что ветер сорвал все лепестки с цветов. Цветы нужно собрать и оживить (по основным цветам спектра).

КАКОЙ ЦВЕТОК ЛИШНИЙ (речевая)

Ведущий называет цветы, растущие на клумбе и среди их один луговой.

Ребенок должен назвать, какой цветок лишний по месту произрастания.

Также – среди луговых цветов найти садовый.

Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ САДОВЫХ (ЛУГОВЫХ) ЦВЕТОВ).

Ребенок перечисляет цветы:

колокольчик-раз, василек- два, незабудка-три и др.

ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН (по мнемотаблицам)

Ребенок приходит в «магазин», называет характерные особенности цветка, дает описание внешнего вида, называет место произрастания цветка.

ПОСЧИТАЕМ ЦВЕТЫ (речевая)

Один тюльпан, два тюльпана, три тюльпана и далее.

НАЗОВИ КАКОЕ? (речевая)

Поле, где растут васильки –васильковое

Поле, где растут ромашки – ромашковое

Глаза цвета фиалок - фиалковые

Глаза цвета незабудок - незабудковые

Мед из клевера – клеверный

Аромат ландыша – ландышевый и др.

ПОСАДИ ЦВЕТОК (дидактическая)

На листе изображена клумба, поле (посередине). По краям листа различные цветы (в зависимости от знаний детей).

Детям предлагается соединительной линией указать место произрастания.

СОБЕРИ ЦВЕТОК (дидактическая).

Разрезать открытку с изображением цветка и предложить ребенку собрать ее, дать название цветку, указать, где он растет.

РАСПУСКАЮТСЯ ЦВЕТЫ НЕБЫВАЛОЙ КРАСОТЫ (познавательно-исследовательская)

Дети по шаблону вырезают себе цветок (или получают готовый, закручивают у него лепесточки, опускают в воду, наблюдают, как цветок «распускается»

ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, СИНИЙ (речевая)

Детям предлагается перечислить цветы определенного цвета:

Красные-прекрасные,

Белые - нежные,

Желтые – солнечные,

Синие - небесные (или варианты детей).

РАЗ, ДВА, ТРИ – К ЦВЕТОЧКУ БЕГИ (подвижная)

При знакомстве малышей с полевыми цветами предлагается:

Дети, вы - пчелки, вам нужно лететь к названному цветочку:

1, 2, 3, к ромашке лети, 1,2,3, к колокольчику лети …

Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчелок или надеть шапочки.

Цветы – карточки или искусственные раскладываются на «полянке».

Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.

Просмотров