Интегрированное занятие по развитию речи средней группе. Особенности проведения интегрированного и комплексного занятия в средней группе детского сада

Программное содержание:

Выявить уровень знаний детей;

Развивать связную речь детей;

Формировать грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за и наречиями: вверху - внизу, справа - слева;

Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом);

Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу;

Формировать умение согласовывать существительное с прилагательным;

Развивать фонематический слух детей;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: Конверт с письмом, сундук,

билетики, коробочка, карточки с изображением самолета, паровоза, парохода, сюжетные картинки по сказке Колобок, цветок, бабочка, карточки с изображением предметов (РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА), мяч, карточки с написанными фразами, карточки с изображением предметов (КУБИК, МЯЧ, ШАРИК, ПЛАТЬЕ, ЦВЕТОК, ВЕДЕРКО, КРУЖКА), «Веселый мяч», фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер), мольберт, ватман с изображением дерева, клей, листочки, цветочки красного, голубого и желтого цветов, угощение.

Вхождение в день.
« Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!»2. Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики»

- А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте с ними поиграем.

Один, два, три, четыре, пять.

Бер, ике, өч, дүрт, биш. –

Десять пальцев, пара рук –

Вот твое богатство друг»

Воспитатель: - Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.

«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно отправиться в путешествие в наш волшебный лес, но на каждой станции вас будет ждать задание. За его правильное выполнение вы получите ключ, с помощью которого в конце путешествия вы сможете открыть сундук, в котором волшебный элексир и сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство.

станция «Веселая бабочка»

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?

Дети: - Бабочка!

Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)

Воспитатель: - А вот и ключик, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.

2 станция «Назови ласково»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: Стол – столик

РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Получите ключик. Ребята, вы наверное уже устали? Давайте проведем физминутку.

Физминутка « Если нравится тебе, то делай так…»

Воспитатель: - Отдохнули, пора и в путь отправляться.

3 станция «Подскажи словечко»

На столе лежат карточки, где написаны незаконченные фразы. Ребенок, берет карточку, подает воспитателю, воспитатель читает, а остальные дети заканчивают фразу.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый... (воробей)

Скоро вечер, посмотри –

Загорелись... (фонари)

А рядом бегемотики

Схватились за... (животики)

Не послушал зайка папу –

Отдавили зайке... (лапу)

А возле этой елки

Бродили злые... (волки)

Долго, долго крокодил

Море синее... (тушил)

Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало... (жарко)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая... (лисица)

Би-би-би! Гудит машина,

Не поеду без... (бензина)

Не будильник, а звонит.

Не приемник – говорит.

Угадайте, кто же он?

Ну конечно, ... (телефон)

Воспитатель: - Отлично справились с заданием!

4 станция «Каким цветом?»

Раскладываются карточки с изображением предметов. Ребенок выбирает себе карточку, а цвет выбирает при помощи «цветного кубика». Таким образом он согласует существительное с прилагательным. Например: - синий мяч, красный кубик.

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите ключик.

Звучит мелодия, путешествие продолжается.

5станция «Узнай, что звучит»

Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер) дети слушают и отгадывают, что это за звуки.

Воспитатель:- Молодцы! Вот ключ, продолжаем наш путь.

Конечная станция «Волшебный лес»

Воспитатель: - Вот и приехали мы в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Давайте нашими ключами попробуем открыть сундук.и полем дерево волшебным элексиром. Посмотрите, рядом с деревом лежат листочки, может мы сами попробуем прикрипить их, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте приклеем листочки к дереву и посмотрим.

Дети приклеивают листочки. Звучит волшебная мелодия.

Воспитатель: - Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает медаль).

Рефлексия: Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?

Кому было сегодня интересно, возьмите цветочек красного цвета и приклейте его к волшебному дереву. Кому было не очень интересно, возьмите цветочек голубого цвета и приклейте его. И кому было сегодня скучно, приклейте цветочек желтого цвета.

Комплексное занятие по развитию речи в средней группе (д /с 104)

Тема: 1. Урок вежливости «Письмо доброго сказочника»

2. Математическая игра: «Узнай, чего больше»

3. Рисование «Укрась красиво блюдечко»

Цель: 1) раскрыть детям значение слова «нельзя», учить детей участвовать в беседе.

2) учить детей сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов.

3) учить детей создавать узор на круге, располагая элементы по краю и в середине.

Использовать мазки, точки, дуги.

Материал: конвертики разного цвета; лист бумаги с нарисованными на нем двумя

группами значков, образец росписи по кругу, краски, круг из бумаги, диаметром 18 см.

1. Воспитатель: «Сергей любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто произносит слово «нельзя». Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма – рассказы о том, что такое «нельзя» и что такое «можно». Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты) Что в них написано?

Письмо первое:

Илья и Саша вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось? Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.

Воспитатель: «Что бы вы сказали о мальчиках?» (Дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: «Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их.»

Письмо второе:

Мальчик получил в подарок игрушку-машину. Он принес ее в детский сад, показать ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»

Воспитатель: «Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике?»

Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один.»

Письмо третье:

Маша увидела в детском саду новую маленькую куклу. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой.

Воспитатель: «Правильно ли поступила Маша?»

Дети: «Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям. Нельзя, даже если очень хочется.»

Воспитатель: «Слово «нельзя» – это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Затем детям предлагается поиграть в игру: «Узнай, чего больше?»

2. Детям показывают лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, расположенных попарно: в каждой паре по одному значку из каждой группы, например, кружок – крестик, кружок-крестик, кружок.

Взрослый объясняет, что кружок – это как будто лодки, а крестики – спортсмены.

Чего больше, лодок или спортсменов?

Всем ли спортсменам хватает лодок?

После ответов на эти вопросы можно предложить отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.

На рисовании дети украшают блюдечко в подарок волшебнику.

Сначала рассматривается образец.

Уточняется расположение узора, составляющие его элементы и цвет. Намечается последовательность его выполнения. Затем дети рисуют такой же узор. Ребята дарят волшебнику красивое блюдечко.

Воспитатель анализирует работу детей на занятии. Дает установку на последующую деятельность.

1. Развивать у детей чувство единства, сплоченности. Повышать уверенность в себе.
2. Создать положительный эмоциональный фон.
3. Совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, развивать память.
4. В мимических и логоритмических упражнениях, лексико-грамматических упражнениях «Подбери действия» , «Подбери признаки» -продолжать учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию.
5. Развивать у детей речевое дыхание и силу голоса.
6. Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами.
7. Развивать речь, память, внимание, формировать привычки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.
8. В упражнении для координации зрения продолжать вырабатывать навык фиксации взгляда на объекте (снежинке).
9. Использовали массаж биологически активных зон « Снеговик» для профилактики простудных заболеваний.
10. Нетрадиционное ИЗО. Продолжать осваивать новые нетрадиционные техники рисования (поролоновыми тампончиками, ватными палочками, трафаретами из картошки.)

Ход занятия

1. Приветствие: Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть: он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое (Ира, я рада тебя видеть)

Цель: создание положительного эмоционального фона

2. Пальчиковая гимнастика

Давайте поиграем с пальчиками

1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять,
1, 2, 3, 4, 5 – в домик спрятались опять.

Цель: координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти.

3. Давайте и мы с вами отправимся гулять (звучит музыка)

Куда же нам, ребята, пойти?

Логоритмическое упражнение:

Ить – ить – ить – куда же нам пойти
(хлопают в ладоши),
Ать – ать – ать в лес отправимся гулять
(хлопают по коленям)

Ну что ж, беремся за руки, идем гулять змейкой.

4. Ребята, куда мы с вами пришли? (в лес)

(Лексико – грамматические упражнения: «Подбери действия», «Подбери признаки» – учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию)

Лес какой? (зимний)

Почему? (Много снега)

Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)

Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)

Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)

Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)

Зима - веселое время года или грустное?

(ТРИЗ) - почему веселое? - можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках.

почему грустное? – можно заболеть, и нам будет грустно.

5. Ребята, давайте порадуемся первому снегу – улыбаются друг другу.

Ежимся от холодного ветра (мимические упражнения)

6. Подул ветер, завыла вьюга: з-з-з (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: м-м-м (тихи, высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: м-м-м (громко, низким голосом)

Шумят ели: ш-ш-ш

Стихает вьюга: с-с-с

7. Ой! Кто это? (Заяц)

Заяц - Ребята, я заблудился в лесу и не знаю дороги в царство Зимушки-Зимы. Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу.

Ребята! Поможем зайчику? Нужно пройти все трудности и выполнить все задания. Готовы? Тогда в путь!

8. Ребята! Что это такое? (следы)

Чьи это следы? (животных)

Давайте отгадаем чьи это следы!

След лисы какой? (лисий)

След кабана? (кабаний)

След лося? (лосиный)

След зайца? (заячий)

След белки? (беличий)

Это чей след? (человека)

Значит он какой? (человеческий)

9. А вот и 1 задание:

Сели на стульчики.

Посмотрите, перед вами лежат картинки.

Я вам буду загадывать загадки, а вы будете находить отгадки.

Итак приготовились!

Кто скажет, когда это бывает? (Зимой)

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло (Лед)

10. Упражнение для координации зрения – ребята пройдите сюда, посмотрите, как много снежинок. Возьмите по одной снежинке, и мы поработаем глазками.

Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руки. Вытянуть снежинку вперед перед собою. Сфокусировать на ней взгляд).

Снежки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели

(Отвести снежинку вправо, проследить движением взгляда).

Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели

(Отвести ее влево).

Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)

Дети смотрят вверх и вниз
Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).

Глазки закрываем

(Закрыть ладошками глаза).

Глазки отдыхают

(Дети складывают снежинки и садятся на места).

11. А вот, ребята, и 2-е задание – игра «Что неверно нарисовал художник?»

три картинки. Ребята, садитесь на коврик, зайчик говорит вам спасибо.

12. Массаж биологически активных зон «Снеговик». (для профилактики простудных заболеваний).

Ребята! Зайчик замер, давайте сделаем массаж лица и шеи.

Раз-рука, два-рука (вытянуть вперед одну, потом другую руку)
Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)
Три-четыре, три-четыре (погладить руками шею)
Нарисуем рот пошире,
Пять – найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз. (кулачками растереть крылья носа).
Шесть – наденем шляпу косо,
Мы плясать его попросим. (погладить колени ладонями).
Ребята, о ком мы говорили сейчас? (о снеговике).

13.А вот и последнее задание. Давайте нарисуем снеговика и подарим его Зимушке-зиме. Чем будем рисовать:

  • тампонами из поролона (ими рисуем части тела, т.е. круги).
  • тампончиками кого будем рисовать? снеговика, а трафаретом – ведро.
  • а для чего нужны ватные палочки? глазки рисовать.
  • а глазки какого цвета? – черные.

Метлу, которую держит снеговик, прикладываю я.

Молодцы, выполнили задание.

14. А вот зайчик и Зимушка-зима (выходит зима из домика).

Она благодарит детей за то, что помогли зайчонку найти дорогу домой и дарит им елочку для праздника и красивую шкатулку.

Ребята, а какой близится праздник? (Новый год).

15. Пора, ребята, возвращаться в детский сад (идем змейкой между деревьями).

16. Итог занятия.

Ребята, (тряся коробочку) а как вы думаете, что лежит в коробочке? Как вы думаете, что это может быть? (Цель: развитие эмпатии).

Ох, ты, да это же конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…

А – пусть они никогда не болеют;

А – пусть у всех будет дом;

А – пусть у всех будет еда;

А – пусть все хорошо живут;

А – пусть все будут счастливыми;

А – пусть никогда не умирают.

И я хочу, ребята, пожелать вам, чтобы вы росли здоровыми, сильными, слушались своих родителей.

И тогда все люди станут радостными!

Огромное вам спасибо! На этом наше занятие заканчивается.

МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко

КОМПЛЕКСНОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «А»
на тему «П»

Подготовила: воспитатель

Валикова Оксана Петровна

г.Рыльск
2015г.

Цель: Познакомить детей с буквой П и звуком [п]

Задачи: Уточнить правильное произношение звука «п»;

закреплять навык правильного произношения звука «п»;

учить детей интонационно выделять этот звук в словах;

развивать слуховое внимание детей, фонематическое восприятие, артикуляцию и мелкую моторику;

активизировать словесно-логическое мышление;

способствовать укреплению психофизического здоровья детей.

Оборудование: Телевизор, игрушки: попугай, паук, поезд, погремушка, пылесос, панда, буквы, флажки, счетные палочки, два домика, волшебная коробка.

Предварительная работа : Знакомство с птицами жарких стран. Разучивание артикуляционной гимнастики. Отгадывание загадок. Работа с буквами.

Интеграция образовательных областей: развитие речи.

Ход занятия:

I . Организационный момент .

Воспитатель и дети входят под музыку в руках флажки. Становимся возле паласа. Ребята посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнёмся нашим гостям они улыбаются нам в ответ. От наших улыбок в группе стало сразу светлее и теплее.

Ребята давайте сделаем дыхательную гимнастику. Дети приготовили флажки. II . Дыхательная гимнастика .

В:Глубокий вдох через нос и несколько резких выдохов через рот на флажок. А пять глубокий вдох через нос и длинный выдох через рот на флажок. Упражнение делается под слова воспитателя.

Дует,дует ветер,

Дует, задувает.

Разноцветные флажки

Весело играют.

В: Молодцы. Предлагаю вам ребята с таким хорошим настроением начать наше занятие. Садимся за столы очень тихо и красиво.

В: Дети предлагаю для начала сделать разминку для ума.

III. Разминка для ума.

В: Ребята скажите мне, пожалуйста какие буквы у нас живут в красном домике?

Ответы детей: (гласные).

В: Правильно. Давайте назовем их.

В: Показываю по одной букве и спрашиваю по одному, потом произносим хором то тихо то громка.

О.Д: (А.О.У.И.Ы).

В: Ребята а какая буква у нас живет в синем домике?

О.Д: Буква (М).

В: Правильно. А какая она гласная или согласная?

О.Д: согласная. Молодцы правильно.

В: Буква «м». Уже подружилась с гласными буквами. Давайте проговорим чистогоровку про букву «М»

Чистоговорка:

Ма-ма-ма - всё я сделаю сама

Мо-мо-мо – мы идем в кино

Мы-мы-мы – ждем зимы

Ми-ми-ми – меня за руку возьми

Му-му-му – молоко кому.

В:Ребята внимание на экран.

Видео.

Гимнастика для глаз выполняется сидя в соответствии со словами педагога.

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Сюрпризный момент:

В: Дети к вам пришел гость, а кто это вы узнаете, отгадав в загадку.

Птичка в клеточке сидит и с тобою говорит, Ей секрет не доверяй, Разболтает... (Попугай)

Все слова он повторяет, Что услышит - то и знает. Не дразни и не ругай, Будет вежлив попугай

О.Д: (Попугай).

В:Правильно молодцы. К нам в гости пришел попугай,а зовут его Прошка. Он принес свои любимы игрушки. Давайте их посмотрим.

Волшебная коробочка.

Ребята достают игрушки на ощупь из коробки и называют её.

О.Д. (поезд, погремушка, пылесос, паук, панда).

О.Д. (1,2.3,4,5,)

В: Так сколько игрушек у Прошки?

В: Дети, послушайте внимательно попугай, погремушка, паук, панда, поезд, пылесос. Какой общий звук слышится в этих словах?

О.Д: Звук «П».

В: Ребята давайте немножко отдохнем Встали.

Упражнение «Попугай зеленый Прошка»
Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу.
-Попугай зеленый Прошка
(Дети переступают с ноги на ногу, руки прижаты к туловищу, кисти рук оттопырены в стороны).

Носит красные сапожки

(Дети показывают свою обувь)
-Носит желтую манишку
(Дети выполняют похлопывающие движения по груди).
-И зеленые штанишки.
(Дети выполняют похлопывающие движения по ногам).
-Он летает,
(Дети выполняют взмахи руками).
-Он болтает,
().
-Он читает,
(Ладони раскрывают книжкой),
-И считает.
(Дети поочередно загибают пальцы).
-Слушает внимательно,
(Подносят ладони к ушам и убирают их).
-Говорит старательно.
().

В: Сели взяли зеркала в руки.

Артикуляционная гимнастика.

Ребята повторяют все действия за воспитателем.

Язычок наш просыпайся (машем язычком)

Рот скорее улыбайся (улыбаемся)

Упражнение вкусное варенье, иголочка, непослушный язык, трубочка и улыбочку. Ребята давайте произнесем звук «п». Дети, обратите внимание. Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами.Давайте проговорим звук «п» несколько раз. Молодцы положили зеркала в сторону.

В: Дети а как вы думаете звук «П». Он гласный или согласный?

О.Д: Согласный.

В: А в какой домик мы поселим звук «П» в синий или красный?

О.Д: (синий).

В: Ребята гласные и согласные буквы у нас живут в соседних дома. Значить они соседи. Но наша буква «П» новый жилец дома. Давайте её познакомим с гласными буквами.

О.Д: Вместе и по одному. (АП, ОП, УП, ИП, ЫП).

В: Молодцы. Ребята приготовили ручки.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)

По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.
(Звукоподражание)

Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко.

В: Дети у вас на столах лежат палочки давайте попробуем выложить букву «П».
В:Палка, палка, потолок –

П нарисовал мелок!

В: Молодцы хорошая буква «П» у вас получилась.

Итог :Ребята какую буквы вы выложили из палочек? Какая это буква гласная или согласная? В каком домике она живет?

Попугаю Прошке очень вы понравилисьи он вас хочет угостить своими любимыми конфетками.

Игра «Один-много». Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном. Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки). Паук - (пауки). Подушка - (подушки). Полка - (полки). Палатка - (палатки).

Попугайчик Прошкапредлагает поиграть в одну игру хотите. Правила такие когда вы ребята услышите первый звук его имени «П» вы должны хлопать в ладоши.

Молодцы хорошо у вас получается. Нашему госту очень понравилось играть с вами. И он хочет еще в одну игру с вами сыграть. А вы ребята хотите.

Я начинаю а вам продолжать

На огороде выросли красные … (помидоры)

Мама испекла вкусный … (пирог)

Мальчик на почте отправил … (письма)

Собирают сено ВИЛАМИ.

А деревья пилят... ПИЛАМИ.

Надежда Попова

Интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие по сказкам».

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Формы занятия: сюрпризный момент, беседа, загадывание и отгадывание загадок, дидактическая игра, рисование, складывание разрезных картинок, придумывание конца сказки, моделирование.

Обучающие задачи:

Закрепить умение узнавать знакомые русские народные сказки;

Закрепить умение передавать структуру сказки с помощью моделирования;

Закрепить приемы нетрадиционного рисования;

Развивающие задачи:

Развивать способность к фантазированию на основе сюжета знакомой сказки;

Развивать умение придумывать конец знакомой сказки;

Развивать внимание, память, воображение, мышление;

Развивать речь, активизировать словарь;

Развивать мелкую моторику, двигательную активность;

Воспитательные задачи:

Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через малые фольклорные формы;

Воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность;

Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Словарь новых слов: волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая, поучительная, необычная.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о героях сказок, драматизация отрывков из сказок.

Оборудование и материалы: атласный мешочек, картинки со сказками, блюдечко, наливное яблочко, клубок, разрезные картинки, модели сказки «Теремок», гнездо, Курочка Ряба, игрушка Колобок, игрушечные деревья, ватман большого формата на котором изображен лес, аудиозапись; ватные палочки, кусочки поролона, ватные диски, гуашь, влажные салфетки.

Ход занятия

1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.

Звучит музыка «Приходи сказка». Под музыку входит сказочница Марья.

Сказочниц Марья: Здравствуйте, ребята! Зовут меня – сказочница Марья. Я рада, что вы пришли ко мне в гости в сказочное царство. Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. У меня в царстве случилась беда. Гуси- лебеди унесли Иванушку к Бабе - Яге. Поможете Аленушке найти братца?

Сказочница Марья: Но вы должны выполнить много трудных заданий: знать много сказок, отгадывать загадки, собирать сказку из частей, моделировать сказку, придумывать конец сказки, рисовать, а еще надо быть внимательными, старательными, послушными. Не испугаетесь трудностей?

Дети: Нет.

Сказочница Марья: А дорогу к Бабе – Яге нам покажет вот этот волшебный клубок. (Бросает клубок, он катится к чудесному мешочку.)

2. Дидактическая игра «Угадай сказку».

Сказочница Марья. Что это?

Дети: Мешочек.

Сказочница Марья: А мешочек не простой,

Он волшебный, вот какой!

Хотите узнать, что находится в волшебном мешочке? (Дети по очереди достают картинки и называют героев сказок. «Журавль и цапля», «Снегурочка», «Морозко», «Бычок Смоляной бочок», «Лисичка сестричка и серый волк, и т. д.

3. Беседа о сказках.

Сказочница Марья: Ребята, а какие это сказки?

Дети: Русские народные.

Сказочница Марья: Почему сказки называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Сказочница Марья: Что такое сказка?

Дети: Сказка это то, чего на самом деле не бывает. Это волшебство. Чудо. В сказке с героями случаются необыкновенные события. Говорят звери, вещи, птицы.

Сказочница Марья: А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети: Волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая и т. д.

Сказочница Марья: А как сказки заканчиваются?

Дети: Добро побеждает зло, у сказки счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.

Сказочница Марья: Молодцы ребята!

4. Отгадывание загадок.

(На пенечке стоит блюдечко с наливным яблочком).

Сказочница Марья: Куда прикатился наш клубочек?

Дети: К яблочку.

Сказочница Марья. Да это же мое волшебное яблочко.

Катись, катись, яблочко наливное,

По серебряному блюдечку.

Посмотрим, что там внутри. (Открывает яблочко и достает загадки.)

А теперь загадки отгадайте.

Сидит в коробе девочка,

У мишки за спиной;

Он сам того не ведая,

Несет ее домой («Маша и медведь»).

Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Сказочница Марья: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы!


5. Дидактическая игра «Собери сказку».

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки он порвал.

С лешим в чехарду играл.

Помогите их собрать

Сказку русскую назвать!

Сказочница Марья: Надо из частей собрать сказку. (Дети из частей собирают картинки сказок и называют их).

Сказки: «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят».

Сказочница Марья: Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!


6. Моделирование сказки.

Сказочница Марья: (катит клубок к магнитному мольберту) Катился наш клубочек и прикатился в сказку.

Стоит в поле теремок.

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

Назовите сказку.

Дети: Теремок.

Сказочница Марья: Мы ее покажем с помощью моделирования.

(Дети, используя модели, выстраивают последовательность цепочки героев сказки «Теремок»)


7. Придумывание конца сказки.

Дети: Курочка Ряба.

Сказочница Марья: Жили-были дед, да баба. Была у них курочка ряба. Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик. Я придумала новую сказку, а вы придумайте конец сказки.

Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше? (дети сочиняют конец сказки).

Сказочница Марья: Молодцы ребята помогли мышке не оставили ее в беде. Какую хорошую сказку мы с вами сочинили.


8. Затруднение в игровой ситуации.

Сказочница Марья: Нам снова надо продолжать путь. Катись мой волшебный клубочек. (Катит клубок). Клубок катится к колобку, который лежит под елочкой.

Сказочница Марья: Ой, кто это такой круглый, да ладный?

Дети: Колобок.

Сказочница Марья: Колобок ты почему такой грустный?

Колобок: Ребята вы все такие веселые, дружные, а у меня нет друзей.


Сказочница Марья: Давайте поможем колобку, нарисуем много колобков, чтобы он с ними дружил. (Дети садятся за столы.)

Сказочница Марья: Ребята, какой формы колобок?

Дети: Круглой.

Сказочница Марья: А чем можно рисовать?

Дети: Кисточкой, ватными палочками, кусочком поролона, пальчиком.

Сказочница Марья: А теперь разомнем наши пальчики.

9. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

10. Художественно-продуктивная деятельность.

Сказочница Марья: Начинайте рисовать колобков.

Звучит спокойная музыка.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.



Дети рисуют на ватных дисках колобков и приклеивают их на ватман с изображением леса.

Сказочница Марья: Колобок посмотри, каких друзей нарисовали тебе ребята.

Колобок: Спасибо, ребята, теперь у меня много друзей.


Сказочница Марья: Ребята, отправляемся в путь искать Иванушку. (Бросает клубок. Дети идут за сказочницей.)

11. Итог непосредственной образовательной деятельности.

Звучит тревожная музыка «Полет Бабы-Яги». (аудиозапись)

Сказочница Марья: Ребята, Баба-Яга нас почуяла! Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.

Баба-Яга (выходит из избушки): Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?


Сказочница Марья: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу-Ягу, вернуть нам Иванушку.

Дети: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Аленушка плачет.

Сказочница Марья. Баба-Яга, ребята много трудных заданий выполнили, чтобы тебя найти. Расскажите Бабе-Яге, что вы делали в моем сказочном царстве?

Дети: Угадывали сказки, отгадывали загадки, собирали сказки по частям, моделировали сказку «Теремок», придумывали конец сказки «Курочка Ряба», рисовали для колобка друзей.

Баба-Яга: Молодцы! Иванушку я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут.

Сказочница Марья: Баба Яга, а ребята на прощание хотят потанцевать с тобой.

Танец с Бабой-Ягой. Мелодия «Бабка Ежка».

Баба-Яга: До свиданья ребята. Я теперь буду доброй, и никого не буду обижать. (Уходит.)


Сказочница Марья: Ну, а вам ребята пора возвращаться в детский сад. Понравилось у меня в сказочном царстве?

Сказочница Марья: Вот вам подарки. (Дарит книжки-малышки.) До свиданья ребята.

Звучит песня «Дорогою добра».



Просмотров